Цифровизация медицинского образования
Современные реалии диктуют необходимость создания целостного, системного образовательного процесса для развития и становления медицинского персонала. Требования к обучению врачей сегодня крайне строги и включают многолетнюю и многоуровневую систему подготовки и переподготовки. Важнейшую роль играют такие факторы как участие в операциях, в научных круглых столах, работа с медицинской литературой, анализ клинического материала, обмен опытом с более опытными коллегами. Для накопления знаний и формирования логического мышления важна самостоятельная практическая работа, а не только чтение учебников.
Цифровизация плотно вошла в нашу повседневную жизнь. В образовательной среде идёт своя активная работа по внедрению цифровых инструментов и платформ. При этом профильное медицинское образование накладывает свои специфические требования. Здесь цифровые решения не просто учебник, а специальные платформы, которые позволяют объединить изучение теоретических основ и практического освоения нозологий и дисциплин.
Внедрение новейших цифровых разработок даёт новые инструменты для развития медицинских образовательных учреждений во всём мире и, как следствие, создаёт ряд существенных преимуществ в трансформации подходов к современному профильному образованию. Среди них можно выделить:
1. Расширение возможностей обмена опытом и знаниями в глобальном масштабе. Этот аспект позволит развивать бОльшую компетентность и способность принимать более обоснованные решения
2. Возможности доступа к образовательному процессу теперь не ограничены ни временем, ни фактическим местом нахождения студента. Студенты также могут иметь доступ к получению знаний от высококвалифицированных специалистов, общение с которыми в очном формате не всегда возможно
3. Цифровые технологии делают возможным большое разнообразие форм обучения, появляются возможности для интерактивных занятий, студент может выбрать себе преподавателя, способ преподнесения и усвоения информации
4. Появляется возможность создания разнообразных инструментов передачи знаний. Кроме стандартных лекций и мультимедийных учебных материалов можно проводить совместную проектную работу, диспуты, ролевые и состязательные игры
Существующие цифровые решения для медицинского образования предназначены для обучения нормальной анатомии, патологии, травматологии, ортопедии, гистологии, онкологии, хирургии и другим специальностям, в которых центральную связующую роль играет визуализация клинических данных пациентов. Результатом такого обучения становится полноценное медицинское образование, основанное на реальных клинических случаях.
Компания “БиоВитрум” имеет в своём портфеле собственную IT разработку - портал для патологоанатомов Histoscan.com, одна из функций которой организация образовательного процесса для патологов. Портал может использоваться в повседневной врачебной практике и в образовательном процессе. Histoscan.com - это удобный инструмент для проведения дистанционных обучающих семинаров и экзаменационных мероприятий. Создать свою Лекцию, провести обучающий вебинар с практическим разбором клинических случаев, организовать экзаменационную работу с самостоятельным изучением цифрового случая для студентов - стало просто, быстро и удобно.
“БиоВитрум” является представителем компании SECTRA, которая предлагает универсальные решения для обмена опытом и знаниями в рамках образовательного процесса. Материалы курсов и образовательные программы теперь надёжно хранятся, постоянно копируются и доступны 24/7. Студенты также могут получать к ним доступ с помощью персональных компьютеров и мобильных устройств, где бы они ни находились.
На практике было отмечено, что при взаимодействии с цифровыми изображениями реальных тел на основе клинических исследований, обучающиеся получают более глубокое понимание анатомии, а также функций и процессов внутри тела, что способствует и развитию критического мышления студентов. Более того, существующие решения позволяют получать доступ к постоянно растущим библиотекам высококачественного учебного материала от ведущих учебных заведений по всему миру. Это позволяет учителям, наставникам, ординаторам и студентам визуализировать данные различных клинических исследований во время обучения.
Для обеспечения доступа к учебным материалам и организации учебного процесса SECTRA создаёт специальные интерактивные обучающие платформы, эргономичные рабочие станции с мультисенсорными мониторами высокого разрешения, облачные порталы. Благодаря эргономике и интуитивно понятным интерфейсам, студенты также могут использовать тактильный подход в своих исследованиях. Работать в таких терминалах так же просто, как и со смартфоном. Прикоснувшись к экрану, можно взаимодействовать с изображением интуитивно: изучать, масштабировать, вращать и перемещаться по изображениям, а также удалять слои кожи и мышц и рассекать тело виртуальным ножом. Такое взаимодействие с изображениями в процессе обучения поддерживает тактильную память и обеспечивает более комфортный переход от виртуальных сценариев к реальным клиническим ситуациям.
В настоящее время уже реализуются проекты по трансформации образовательного процесса с использованием цифровых технологий. Известны случаи успешно реализованных проектов в таких учебных центрах как Римский университет Sapienza, Университет прикладных наук Hanze в Гронингене, Марбургский университет Филиппа, Каролинский институт в Стокгольме.